Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет
очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в
раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с
одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы
деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право
самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок
сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и
окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины,
скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит
стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается
поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание
-последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой
человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои
задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме,
величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это
значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств -
всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные
умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем
зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В
среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы -
устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических
фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам
обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг
образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве
особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму
предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте,
при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее
различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв.
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного
обучения ребенка в школе.
По материалам сайта http://maminsite.ru
|